ЭВОЛЮЦИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ
Эволюция сделала несколько акцентов при формировании вида хомо:- Акцент на интеллект, т.е. совершенствование знаний, научений, навыков поведения, сохраняющих жизнь.
Естественный отбор «увеличил» время получения всех этих качеств, происходящих в результате накопления жизненного опыта, что привело к естественному продлению детства от рождения до половозрелости на несколько лет.
Усложнение интеллекта предполагало наличие различных видов памяти, позволяющих задействовать в поведении множество факторов окружающей среды, что способствовало появлению орудий труда навыков владения ими и их совершенствованию.
Одним из важнейших эволюционных «приобретений» стала способность использования в сознании, наряду с иллюзорными моделями реальности (ИМР), на основе органов чувств, также, фантомных моделей реальности (ФМР), являющихся полностью выдуманными ментальностями. Это позволило развить предположение о процессах в жизни существ и интуитивно анализировать ментальные ситуации и поведение.
В свою очередь, начали появляться новые возможности по обмену информацией, в конечном итоге, оформившиеся в способности речи и образовании языка, языковых моделей реальности.
Таким образом, обработка информации, из сферы когнитивных перцепций, приобрела ментальные навыки её обработки. Это ускорило время анализа и сократило период выбора и «правильного» реагирования на внешние факторы.
Мы, сапиенсы (!-акцентирую этот момент), воспринимаем информацию (информация - след со/бытия) с помощью двух алгоритмов перцепции сознания (сознание - способность ощущать на уровне комфорта/дискомфорта) - построение иллюзорной модели реальности (ИМР) и согласования её с построением фантомной модели реальности (ФМР). Таким образом, происходит выявление информационных ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, на основе которых будет «шлифоваться» естественным отбором поведение живого существа. ИМР производится на перцепции когнитивой (органы чувств), а ФМР происходит через предвидение, предполагание (интуицию) возможных изменённых состояний среды и предполагаемого поведения существа. ФМР - выявляется, как закономерности, естественно отобранные эволюцией, через выживание поколений предыдущих данному. Таким образом, появляется модернизация сознания -
МЕНТАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ - способность разумности.
- Не только размножение себе подобных, но и СОХРАНЕНИЕ потомства (инфантилизация, увеличившая срок детства для выявления множеств изменений среды и нахождению «правильного» поведения, осмысленного, как знание) себе подобных, ввиду чего происходит
увеличение продолжительности детского возраста.
- МЕНТАЛЬНОСТЬ — это алгоритм восприятия и обработки совокупной информации (ИМР + ФМР) сознанием.
Ментальность вырабатывалась химическими ингредиентами внутренней среды, отбирающими «правильное» поведение, культурное поведение - «не жрать без разбору всё подряд налево и направо».
КУЛЬТУРА — ограничение свободы поведения
Может быть, формулировка свойства покажется кому-то не достаточно серьёзной, но на уровне становления ЖИЗНИ, когда первые существа начинали отбирать внутреннее содержание систем организма, возникали первые правила, обеспечивающие сосуществование. Так возникло правило культуры, описанное мной так вульгарно и безответственно.
Химические ингредиенты внешней среды влияли, в свою очередь, на содержимое организма, организуя среду вторичную (гомеостаз) и вырабатывая градиент скорости поведения и избежания фатальности . Так становились исключительно важными пространственно-временные особенности влияния внешних факторов, что заставляло живые существа приспосабливаться.
Абиотичность преобразовывалась естественным отбором в биологичность и биогенез.
Таким образом, имеем превращение неживого вещества (косной материи) в живое существо.
Параметры восприятия внешней среды внутренней (гомеостазом) варьировались в диапазоне от летальности ядовитой консистенции химических ингредиентов до оргазмически наркотического счастья. В такой палитре рождались и закреплялись первые правила поведения от смертельного ужаса до смертельно нечаянного стремления быть счастливым и удовлетворённым. Этот диапазон поведения становился первыми правилами культурного поведения - ЭМОЦИЯМИ,которые закреплялись в сознании (сознание - способность ощущать на уровне комфорта/дискомфорта).
Страх и ужас - эмоции избегания смертельной опасности. Скорость реагирования максимальна, закрепляется генетической памятью. Организм, эволюционируя, обзаводится системами анализа химической опасности, во избежание ядовитых сред. Появляются органы химического восприятия, вкусовые рецепторы и обоняние.
Организм формирует такое восприятие в зонах, наиболее подверженных критическим параметрам, но если параметры среды позволяют избежать летального исхода, проводится анализ ингредиентов среды и поведения в данных условиях, что записывается в память. Ведётся поиск допустимого поведения, сохраняющего жизнь существа.
Организмы, мутируя, приспосабливаются к всевозможным средам. Обзаводятся системами энергообеспечения, питания и утилизации вредных веществ с выведением их наружу. Продолжающаяся эволюция живых существ приводит к их разнообразию, рождающему правила сообщества. Появляются жертвы и хищники. Животные и растения, микроорганизмы, простейшие, грибы и многие другие живые существа.
Органы чувств мутируют и появляются зрение и слух, дающие возможность удалённого анализа средовой ситуации и раннего избегания критических факторов. Сознание обогащается новыми адаптациями - реагированием на предполагаемые ситуации, интуитивность. Сознание становится ментальным.
Однако, ментальность, "модернизируя" сознание, имеет особенность -экономить, беречь энергоресурсы. Потому, реагирование на разные ситуации происходит по давно заученному шаблону - эмоционально. Что, часто, приводит к ошибкам поведения, чреватым смертельными исходами. Сознание, часто, начинает «подсовывать» информацию ложную, бредовую не подтверждая её достаточным анализом, а сообразуясь с эмоциональным восприятием. Увы!
Мы должны обучаться правильным алгоритмам анализа информации.
Ментальность сознания дала возможность "усовершенствования" среды обитания. Мы начали придумывать, фантазировать, изобретать новые среды с различными свойствами и особенностями.
Возникли искусства, музыка, живопись, литература,математика… Мы начали наделять эти "страны сновидений" существами, духами, богами… соотнося их с явлениями природы добрыми или злыми…
Ментальность дала возможность записи и чтения информации и обмена с другими особями, освоившими способы письма и чтения. Возникли науки, медицина, технологии, астрономия, география…
Химические вещества, регулировали поведение, заставляя существо испытывать страх, боль и бежать от источника опасности или, наоборот — получать удовольствие, радость, удовлетворение от принятия факторов среды. Начиналось сознание, - реагирующее на комфорт или дискомфорт.
Естественно, отобраны были многие механизмы, совершенствующие внутреннюю среду организма. Модернизировалась память, органы чувств, переработки вещества в энергию, органы избегания (передвижения), удаляющие организм на расстояние, безопасное для жизни. Естественный отбор совершенствовал организмы, адаптируя их к постоянно меняющимся средовым условиям.
Я стремился к максимальному упрощению «академических» понятий, на которые, ввиду своего невежества, не имею права претендовать, а просто, выражаю философское видение, как это могло происходить.
Так, самыми первыми алгоритмами жизни организмов стало правило культуры и эмоциональное восприятие.
Да! Человек странное животное... Физиологически, мы можем размножаться со всеми хомо сапиенсами, которые живут сейчас на планете. Но человек имеет одну особенность - мы проходим вторую эволюцию - МЕНТАЛЬНУЮ. Потому, мы обладаем речью и языками, математикой, науками, музыкой, литературой, поэзией, инженерингом...
Мы, как все организмы, обладаем ПОВЕДЕНИЕМ!
Поведение очень не равномерно. Кто-то верит в бога, кто-то в "права человека" и "демократию", а кто-то, до сих пор, не прочь полакомиться человечинкой или превратить женщину с соседней деревни, разговаривающей на другом языке, в рабыню...
По поведению люди отличаются, потому, что они имеют разное воспитание. Кто-то воспитывался в "традициях" неандертальцев, кто-то в среде римской империи, кто-то - живёт папуасом в папуасской культуре...
|