Еще раз про врожденное - приобретенное
Не хотел отвечать - потому что не знаю ответа на данный вопрос.
А что я знаю?
Я знаю, что ребёнок рождается с уже готовым набором поведенческих реакций (многие из которых мы называем рефлексами, например, хватательный, или сосательный рефлексы; некоторые - инстинктами, например, плач при дискомфорте, улыбка, оживление при появлении матери и т.д.), и что этого набора врожденных программ ему вполне достаточно для собственного выживания, по крайней мере на начальном этапе.
Но я знаю также, что если этого ребенка поместить не в человеческую среду (а скажем, в среду животных), то он человеком не станет, и он не наработает поведенческих программ необходимых для существования в человеческом обществе, но при этом наработает комплект поведенческих программ необходимых для жизни в среде животных. Причем два этих комплекта не являются взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми: если Маугли вырвать из среды животных и поместить в среду людей, то он, скорее всего, не выживет; также и наоборот.
О чем это нам говорит?
О том, что несмотря на довольно большую гибкость (вариабельность, изменчивость) возможных для человека форм поведения (от Маугли до современного культурного человека), существует определенная жесткость, не позволяющая произвольно менять уже сложившиеся модели поведения на поздних этапах жизни.
Это очень напоминает процесс роста дерева, или застывание отливки (скажем стекла), когда поначалу исходная масса текучая и её можно залить в любую форму, потом, пока она ещё горячая, можно подправлять отдельные участки, затем её можно лишь обрабатывать: убирать заусеницы, шлифовать, полировать, наносить рисунок, но поменять форму целиком уже невозможно.
Вот так же, на мой взгляд, дело обстоит и с человеком.
Нам это только кажется, что мы свободны в своём выборе своего собственного поведения, что мы МЫСЛИМ, но на самом деле всё наше мышление и всё наше творчество - это не более чем слабые волны на поверхности уже застывшей формы, вырваться за рамки которой мы не в состоянии.
Поэтому любой ребёнок - это ещё незастывшая форма - и из него, в принципе, можно вырастить всё что угодно, но мы всегда, почему-то, лепим из него подобие лишь самих себя.
Это опять пример так любимого мною процесса воспроизводства. Старое воссоздаёт себя в новом, а изменения накапливаются постепенно, и потому медленно. И наверное именно поэтому мы обсуждаем Природу Человека и его "врожденное поведение", рассматривая текущее состояние этого колеса воспроизводства, не понимая, что может быть по-другому, и совсем не так.
Поэтому, что здесь врожденное, а что приобретенное - я не знаю. Я нахожусь с вами в одном и том же положении: я смотрю на колесо воспроизводства изнутри этого колеса, и одновременно сам являясь частью этого колеса. Я - ничего не вижу! Кроме того, что всё такое как я и думаю, как, на мой взгляд, оно и должно быть и т.д. Всё вокруг меня равно своему отражению во мне.
Для того же чтобы увидеть это колесо целиком, нужно посмотреть на него со стороны и желательно наблюдать за ним в течении некоторого времени - тогда будет понятна динамика. И тогда станет видна цель его движения (если она есть), возможно предел, внутренние законы и многое другое.
Пока же я не вижу способа вырваться наружу. Единственный выход - это изучать эти же закономерности на животных. Но у них нет Разума. Тут могла бы помочь экстраполяция, но я и в этом не уверен. И есть еще один путь - через создание искусственного интеллекта. Эксперименты над ним могут помочь понять нам многие процессы связанные с обучением, воспитанием, культурой и прочим. В том числе и покажут связь между врожденным и приобретенным.
|