PDA

Просмотр полной версии : Музыка(пение без слов)появилась в эволюции человека раньше речи.


Палеофутуролог
04.12.2006, 12:19
Такой вывод можно сделать из статьи"В чем секрет завораживающей власти музыки"("В мире науки",2-2005 г.Психофизиологические исследования мозга,особенно в случаях частичного нарушения работы отдельных его центров,показали- переработка музыкальной и речевой информации происходят независимо.О врожденности музыкального восприятия свидетельствуют опыты с младенцами- они поворачиваются к приятным звукам и отворачиваются отнеприятных(диссонансов).

Алексей Вязовский
04.12.2006, 16:29
Такой вывод можно сделать из статьи"В чем секрет завораживающей власти музыки"("В мире науки",2-2005 г.Психофизиологические исследования мозга,особенно в случаях частичного нарушения работы отдельных его центров,показали- переработка музыкальной и речевой информации происходят независимо.О врожденности музыкального восприятия свидетельствуют опыты с младенцами- они поворачиваются к приятным звукам и отворачиваются отнеприятных(диссонансов).

Ссылочку на статью можно?

Jpx
04.12.2006, 22:02
http://www.sciam.ru/2005/2/neyrobiology.shtml

Палеофутуролог
06.12.2006, 13:52
Учтем,что речь для фонетического аппарата гораздо сложнее ,чем музыка-в некоторых кавказских языках 50 согласных,что доступно только носителям языка.Первые звуковые опыты младенца ближе к пению .Профессиональная болезнь оркестрантов -голосовые связки(они инстинктивно исполняют мелодию и наголосовых связках).До вербальной речи пение ( воеализ было мощным невербальным инстументом общения передававшим чувства.Общение носило эротический характер( многочисленные поклонницы Лемешева).Пение имело непреодолимую силу (рудимент в мифологии -пение Сирен).

adada
20.12.2006, 18:44
Мне и раньше встречались разрозненные сведения об особой исторической роли невербальных ритмизированных акустических сигналов. В итоге образовался следующий сухой остаток (оппоненты могут назвать его песком!):
• между животным языком, т.е. языком инстинктивных сигналов, и языком человека хронологически, вероятно, существовал особый период развития речемыслительной системы;
• этот период был связан со структурными пробразованиями головного мозга гоминида, краниологически выразившемся в его гипертрофии;
• указанные преобразования сопровождались психофизиологическим обособлением зон ГМ, что потребовало выработки дополнительных внутренних кодов для взаимодействия мышления (выраставшего из элементарной рассудочной деятельности животного) с этими зонами, поставлявшими мышлению особую внутреннюю среду, подобную в своих основных свойствах (стохастичность, непредсказуемая изменчивость) среде, окружающей организм;
• в дальнейшем эти внутренние коды вышли на поверхность, наложились на архаичные акустические сигналы, возникла речь, языки.

В такой обстановке в течение довольно длительного безъязыкового периода ритмические акустические сигналы, прообораз речевой просодии, не могли не сыграть существенную роль в эволюции палеочеловека. Вначале -- суггестивно и инфлюативно адресованные объектам охоты, затем -- направленные на самок. Конечно, это не была музыка, музыка впоследствии возникла не без этого фундаментального вклада.

Палеофутуролог
17.01.2007, 14:27
В книге Маляренко "Музыка и мозг ребенка" используются данные пренатальной психологии.Если до рождения напевать колыбельные песни-после рождения младенец выделяет их из других лучшей реакцией.До рождения и после рождения наблюдаются положительные реакции на классическую музыку,на рок возникает беспокойство.Книга издана Тамбов,1998 г..В интернете не найдена.

Палеофутуролог
13.02.2007, 14:49
Пренатальную психологию использует (из американской практики) проректор по творческой работе РАМ им. Гнесиных Д.Кирнарская"Музыкальные способности",2004 г.____Абсолютники-носители рудимента,исчезающая тень эволюционного процесса,след слуховой стратегии наших далеких предков.____Возникнув раньше.музыкальные отделы мозга с развитием речи вынуждены были потесниться и уступитьвербальным отделам часть мозговой "территории".____Музыка приняла в себя и вырастила в своих недрах словесную речь.____Музыка-речемузыка-слово.___Музыка- природный феномен,имеющий докультурный характер.___Homo Musicus подготовил почву для возникновения Homo Sapiens. Одна глава есть в интернете
http://pobeda.info -библиотека- статьи.
Теория Кирнарской легко обобщается на способность поэтического
восприятия мира
http://www.estetika-bio.narod.ru

Палеофутуролог
10.10.2007, 20:40
Д.Кирнарская-музыкальная эмпатия вытесняется вербальным общением.Это частный случай общего направления эволюции-более прогрессивны формы поведения,которые меньше зависят от генетической памяти поведения и больше от научения

Палеофутуролог
10.10.2007, 20:55
Музыкальная эмпатия подготовила нфраструктуру и технологию для возникновения вербального общения.Слово-основа сознания. Отсюда вывод-сонание произошло в результате эволюционной трансформации музыкальной эмпатии.На заре биогегеза человекапение играло роль эмоционального прасознания(со-знание-общее знание),затем появилась речь.Культурогенез привел к возникновению мышления,разума.Теория Кирнарской подтверждается наблюдением над полнностью глухими детьми до 3 лет-после вживления слухового имплантанта процесс овладения речью возрастает в 5 раз,если обучать их музыке.

Палеофутуролог
10.06.2008, 19:40
15.01.2008, Вокруг света

Теорию Д.Кирнарской подтверждает статья "Концерт для эмбриона"-
Эмбрион, эмбрион, как слышите? Прием
Современная эмбриология утверждает, что с седьмой недели начинает формироваться евстахиева труба, а на девятой неделе у эмбриона уже сформировано наружное ухо — его можно увидеть во время ультразвукового исследования (УЗИ). Но косточки в среднем ухе начинают окостеневать только с восемнадцатой недели. Полностью ухо формируется примерно к двадцать четвёртой неделе.
Плод находится в водном окружении, к тому же внутри материнского тела. Такое окружение играет роль фильтра низких частот, то есть системы, успешно пропускающей низкие частоты и приглушающей высокие. Вспомните, в каком виде до нас долетает громкая музыка, которую включил сосед — сплошные басы, звук оглушается. Примерно так же слышит музыку плод, только к музыке ещё прибавляется многочисленные «внутренние» звуки — стук сердца матери, урчание её пищеварительного тракта, приглушенный голос, звуки её дыхания и движений.

В настоящее время учёные точно знают, что на девятнадцатой неделе плод уже слышит звуки частотой 100–3000 Гц (по другим источникам 300–2000 Гц). Первые «ответы» на звуковые сигналы были получены на двадцать третьей неделе — младенцы начинают реагировать на стимулы частотой 500 Гц, на двадцать седьмой неделе — 100–500 Гц, на тридцать первой неделе развития — 100–3000 Гц. Если вместо одиночных импульсов частотой 80–2000 Гц запускают серию из десяти импульсов, продолжительность которых составляет две секунды, то уже на двадцатой неделе возможно наблюдать реакцию плода — он начинает двигаться интенсивнее.

Чтобы убедиться, что плод способен воспринимать звуки и реагировать на них, изучают различные показатели. Например, используют прибор, позволяющий записать электроэнцефалограмму маленького слушателя. С помощью ультразвукового исследования следят за движениями тела, головы, рук и ног. Также подсчитывают частоту сердечных сокращений и снимают электрокардиограмму.

Группа профессора Джеймса (David Keith James) из Королевского медицинского центра при Ноттингемском университете (University of Nottingham Queen’s Medical Centre) продемонстрировала, что при проигрывании песен Глена Миллера (Alton Glenn Miller, 1904–1944) у плода в последний триместр беременности увеличивалась частота сокращений сердца и количество движений.

Аналогичные результаты получили канадские ученые из Королевского университета (Queen’s University) и больницы города Кингстон Kingston General Hospital при проигрывании эмбрионам колыбельной Иоганнеса Брамса. Педиатр из Университета Аляски (University of Alaska) Уильям Залленбах (William B. Sallenbach, Ph.D.) отмечает, что в последний триместр беременности плод способен танцевать — ритмично двигать руками и туловищем, вращаться в такт музыке.

Младенец не только слышит, он запоминает звуки: у плода существует краткосрочная память; при повторении одного и того же стимула ребенок начинает реагировать на него более вяло. Также имеются доказательства существования долгосрочной памяти, сохраняющей информацию и после рождения. Поэтому сейчас модно употреблять термины «пренатальное развитие» и «пренатальное обучение» — полагают, что опыт пренатальных звуков может влиять на звуковые предпочтения ребенка после рождения, а также на его развитие.

Во многих экспериментах используют следующую схему. Новорожденных обучают, что если они будут «высасывать» определенный ритм, то будут слышать голос матери. Если они сосут в другом ритме, им дают прослушивать голоса других людей и песни. В подобных исследованиях множество раз было продемонстрировано, что новорожденные очень быстро обучаются «высасывать» нужный ритм, чтобы слышать предпочтительные звуки — голос матери. Значит, новорожденные узнают этот голос — голос, который они слышали ещё до рождения.

Также неоднократно было показано, что звуковые последовательности, с которыми ребенка познакомили до рождения, у новорожденного улучшают сосание и помогают его убаюкать. Шейла Вудвард (Sheila Woodward), сотрудник Университета Южной Калифорнии (University of Southern California), также наблюдала улучшение сосания при проигрывании знакомой для ребенка с «до-рожденческих времен» музыки.

Упомянутый выше Уильям Залленбах сравнил две группы новорожденных — с одними мамы только разговаривали, с другими разговаривали и давали слушать музыку. В первой группе было 58% новорожденных с «позитивным поведением» — тех, которые не плакали без причины, сравнительно легко успокаивались, хорошо ели. Во второй группе таких детей оказалось 90%.


Вспомнить всё!
Данные относительно памяти плода сильно отличаются. Профессор Питер Хэппер (Peter Hepper) из Королевского университета Белфаста (Queen’s University of Belfast) утверждает, что дети забывают мелодию через три недели после рождения. Однако Александра Ламон (Alexandra Lamont), британский музыкальный психолог, сообщает, что дети продолжают узнавать «пренатальную» музыку и через год после рождения.
Что касается музыки Моцарта, её расслабляющий и даже лечебный эффект наблюдается, в частности, при различных стрессовых ситуациях (в научных статьях эти свойства называют «эффектом Моцарта»). Имеются данные, что дети, слушающие в утробе и в момент рождения произведения Моцарта, в будущем ведут себя гораздо спокойнее детей контрольной группы. Объяснение может быть двояким. Во-первых, проигрывание знакомой мелодии улучшает настроение ребенка. Во-вторых, возможно, дело именно в анти-стрессовых свойствах музыки Моцарта.

Несомненно, один из главных вопросов, интересующий всех — исследователей и родителей — какое влияние слова и музыка в эмбриональный период оказывают на развитие ребенка после рождения. По этому вопросу единства среди ученых нет. Так, группа сотрудников Королевского университета (Queen’s University) и больницы города Кингстон (Kingston General Hospital) называют исследования позитивного влияния музыки на развитие ребенка «анекдотичными», лишенными оснований, распространяемыми коммерческими аудиокомпаниями и производителями специальной аудиотехники для повышения уровня продаж.

Между тем, многие ученые уверяют, что пренатальная музыка оказывает позитивное влияние как на развитие музыкальных способностей ребенка, так и на его сенсомоторное, языковое, эмоциональное, социальное и физическое развитие. Так, было показано, что музыкальная стимуляция в течение беременности способствует быстрому развитию у детей моторных навыков, таких как способность сидеть и ходить.

Группа профессора Марии Хосефа Лафуэнте Беначес (Marìa Josefa Lafuente Benaches) из Университета Валенсии (Universitat de València) сообщает о таких результатах. Младенцы слушали музыку виолончели с двадцать восьмой недели. Затем дети в течение года находились под наблюдением ученых, которые оценивали их развитие с помощью стандартных тестов. Дети экспериментальной группы росли быстрее, опережали детей контрольной группы в развитии моторных и языковых навыков, лучше «владели своим телом».

Ещё в 2002 году в «Британский журнал музыкального образования» («British journal of music education») были опубликованы результаты исследования, продемонстрировавшего, что дети после пренатальной «музыкотерапии» начинают раньше «пробовать голос», причем гулят, пищат и издают другие звуки чаще и «музыкальнее».

И противники и сторонники теории подчеркивают, что добиться объективных данных по этому вопросу методологически крайне сложно. Дети отличаются темпераментом, они воспитываются в уникальной среде. Так проходит год, три, пять. Не слишком ли смело утверждать, что некоторые дети садятся или начинают говорить раньше именно потому, что внутриутробно слушали музыку?


Куриные мозги растут от ситара
Исследователи, которые верят в развивающее действие музыки, задались вопросом: с какими изменениями на клеточном и молекулярном уровне это может быть связано. Объективные данные легче получить в экспериментах с животными, поскольку опытная и контрольная группа отличаются только по одному изучаемому показателю — опытная группа слушает музыку. В остальном животные живут в одинаковых условиях.
Например, существует целая серия исследований ученых из Индийского института медицинских наук (All India Institute of Medical Sciences), касающихся влияния ситара на развитие куриных эмбрионов. Обычно у куриных зародышей происходит дегенерация некоторой части мозга в период с одиннадцатого по двадцать первый день развития. Эта часть мозга регулирует в эмбриональный период сроки формирования различных органов. Но учёные доказали, что если куриным яйцам «давали слушать» музыку ситара, этот участок мозга не отмирал, а даже, наоборот, развивался — увеличивалось число нейронов. Исследователи изучали ряд белков, синтез которых способствовал отмиранию этого участка мозга, и доказали, что их синтез значительно уменьшается. Таким образом, белки не могли выполнять свою функцию, а нейроны продолжали работать.

Жаль, что исследователи не догадались проследить, чем же «музыкальные» куры после рождения будут отличаться от прочих. Сотрудники медицинского факультета Университета Кёнхи (Kyung Hee University) провели исследования влияния музыки и шума на формирование гиппокампа крыс и их пространственную обучаемость. Гиппокамп — небольшая часть мозга, отвечающая, в частности, за превращение кратковременной памяти в долговременную и участвующая в формировании эмоций. Итак, ученые продемонстрировали, что если беременные самки крыс слушали шум — 95 дБ в течение часа один раз в день — то у их детенышей замедлялся рост, уменьшалось количество нейронов гиппокампа и ухудшалась способность к обучению ориентации в лабиринте. Проигрывание приятной музыки (видимо, исследователи ориентировались на свой вкус) громкостью 65 дБ в течение часа один раз в день, наоборот, способствовало развитию гиппокампа и обучаемости пространственной ориентации крысят.

.

Палеофутуролог
18.06.2008, 13:58
Группа ученых из Токусимского университета (University of Tokushima) проигрывала мышатам Сонату для фортепиано К448 Моцарта, которую обычно используют в экспериментах по «эффекту Моцарта». Музыку громкостью 65–75 дБ (чуть больше обычной громкости человеческого голоса) включали каждый день. Начали за семь дней до рождения мышат и продолжали два месяца вплоть до окончания эксперимента. Животные, слушающие Моцарта, гораздо реже ошибались в лабиринте, а изучение содержания нескольких белков мозга показало увеличение синаптической пластичности мозга — за счет этого мышата лучше обучались.

Пока не разработана оптимальная схема прослушивания музыки плодом. Экспериментаторы работают с разными музыкальными направлениями и громкостью. Отличается и способ прослушивания — либо мать сама слушает музыку, звучащую рядом, либо к животу прикладывают специальные наушники. Многими исследователи подчеркивают важность состояния матери в период «музыкотерапии». Существует мнение: если будущая мама сама не вслушивается в музыку и не находится в состоянии релаксации, не будет никакого воздействия и на плод.

Многое остается невыясненным, часть данных вызывает сомнение из-за некачественной статистической обработки результатов, малого количества обследованных и некорректных методов исследований. В частности, из-за того, что при наблюдении за развитием ребенка экспериментаторы во многом вынуждены верить родителям на слово, а те не всегда объективны к своим чадам. Некоторые авторы склонны критиковать и опровергать важность «музыкотерапии». Это, однако, не мешает коммерческим компаниям, специализирующимся на производстве детских товаров, выпускать CD-диски с подборкой мелодий для детей в пренатальный период. Фирма «Памперс», например, выпустила подборку, в которую входят первая часть до-минорной Симфонии № 5Бетховена, «Танец с саблями» Арама Ильича Хачатуряна, «Марш Радецки» Штрауса-отца и, конечно же, несколько произведений Моцарта.

Наталья Александрова

источник:
Телеграф «Вокруг Света»: Концерт для эмбриона

Палеофутуролог
21.10.2008, 15:14
--------------------------------------------------------------------------------

http://www.kp.ru/daily/23913/68229 -интервью Д.Кирнарской о необходимости реформы музыкального образования(этология онтогенеза должна соответствовать этологии филогенеза).

Aureol
17.01.2010, 23:13
Возможно ли получить ссылку на информацию о восприятии современной, классической, музыки различных направлений вообще, людьми из разных "эпох"? Интересно было бы узнать оценку Баха, чукотской музыки, монгольского горлового пения, джаза, Майкла Джексона, ACDS и т.д. индейцем племени яномама, пигмеем или папуасом. Существует ли физиологическая основа восприятия и оценки музыки, одинаковая для всего homo sapiens (как следует из сообщений этой темы - для животного мира вообще)? Проводил ли кто-нибудь подобные исследования?

Steen
21.01.2010, 13:18
Возможно ли получить ссылку на информацию о восприятии современной, классической, музыки различных направлений вообще, людьми из разных "эпох"? Интересно было бы узнать оценку Баха, чукотской музыки, монгольского горлового пения, джаза, Майкла Джексона, ACDS и т.д. индейцем племени яномама, пигмеем или папуасом. Существует ли физиологическая основа восприятия и оценки музыки, одинаковая для всего homo sapiens (как следует из сообщений этой темы - для животного мира вообще)? Проводил ли кто-нибудь подобные исследования?

Таких ссылок вокруг Вас бегает тоннами. Недавно пришлось общаться со "ссылкой" которая "из музыки" ценила "шансон" и не ценила попсу. О существовании всей остальной явно не подозревая. Думаю, этому человеку не раз приходилось СЛЫШАТЬ музыку самых разных направлений, просто он не воспринимал эти звуки как МУЗЫКУ. Просто шум. :)


Вообще мне не совсем понятно пристрастие многих пользователей интернета к "ссылкам", как почти единственному источнику информации. У нас же есть глаза, уши, лапы, хвост.... :confused: Ээээ, ну у многих! :) Нос ещё есть. Можно ведь собирать этологическую и другую информацию и с их помощью. :cool:

Aureol
31.01.2010, 22:19
Таких ссылок вокруг Вас бегает тоннами. Недавно пришлось общаться со "ссылкой" которая "из музыки" ценила "шансон" и не ценила попсу. О существовании всей остальной явно не подозревая. Думаю, этому человеку не раз приходилось СЛЫШАТЬ музыку самых разных направлений, просто он не воспринимал эти звуки как МУЗЫКУ. Просто шум. :)


Вообще мне не совсем понятно пристрастие многих пользователей интернета к "ссылкам", как почти единственному источнику информации...

Интересно, что задавал вопрос, потому что не смог найти на него ответ в другом месте. :) Приятно на собственном опыте ощущать некоторые особенности поведения человека на форуме в Интернете... "юзай гугл..."

Как не прискорбно, иногда все таки приходиться читать - не всюду хвост, нос и т.д. могут дотянуться :( - спасибо за книгу, но вряд ли смогу получить ответ на мои вопросы без доп. подготовки. Мой "англицкий" с IT уклоном, нейрофизиология и психиатрия не по плечу.
Исходя из информативной части ответа, можно сделать вывод, что одна и та же музыка может для одного звучать как обычный шум, для другого - как источник удовольствия? Значит, восприятие зависит от культурного субстрата? Восприятие музыки коровами и еще неродившимися детьми можно оценить только по косвенным признакам. И почему бы не сравнить это воздействие с воздействием такой же силы белого шума? Или шума леса, гор, падающей воды, прибоя, ручья - в общем, естественных источников? Грубо говоря, восприятие звуков вообще, связано с инстинктом выживания. Постепенно затухающие по силе и понижающиеся по тону - признак удаляющегося. Усиливающиеся и повышающиеся - приближающегося. Первое вызывает эмоциональное расслабление, второе - наоборот, мобилизацию. Паузы и в первом, и втором случае - внимание. Рядом падает с низким грохотом огромный камень, а боли нет и жив еще - страх и радость... С момента появления жизни звук -эмоция. Серия звуков-серия эмоций?
Но у человека, из-за наличия второй сигнальной системы, восприятие "шума" скорее всего должно отличаться. Хотелось бы узнать, как человек, живущий по первобытным законам, так сказать, "не испорченный" цивилизацией, оценил бы классику? Или шансон... Получить качественную оценку и, возможно, объяснение, почему именно так, а не иначе. Можно предположить, что впечатление произведет музыка соответствующего "века" ? Читал, что проводились реконструкции старинных музыкальных произведений, но не глубже средних веков - проблемы с музыкальным алфавитом. "Ставились" ли опыты на среднестатистической современной аудитории слушателей? Можно ли ознакомиться с результатами? Существуют ли своеобразные закономерные коэффициенты восприятия, связанные с культурным грузом?

Frozen
01.02.2010, 11:24
Я как то тоже интересовался подобной темой, меня правда больше интересовали социологические и статистические исследования - распределения по популярности различных музыкальных стилей. Вообще область не слишком развитая, нашёл несколько небольших статей, где описывались признаки типичного любителя того или иного жанра. В плане этологии тоже довольно интересно - среди молодёжи сильны различные субкультуры, стержнем которых является именно увлечение музыкой.

По поводу реакции на различную музыку - я пронаблюдал одну закономерность (по крайней мере среди моего окружения). Люди которые по жизни проще (выше примативность или вроде того) предпочитают ритмичную музыку мелодичной, и наоборот :).

Frozen
01.02.2010, 13:39
Вообще современные тенденции в музыке таковы, что всё больше композиций строятся на минорных тонах (есть перекос даже в популярной музыке).
Что касается Нирваны, то думаю основные причины её успеха в том что очень удачный попался фронтмен, который смог стать "своим" для миллионов подростков. Вообще ведь среди меломанов личность музыканта играет не меньшую, а зачастую и большую роль чем то что он делает :).

Кстати ближе к теме, вспомнил одну новостную заметку, позабавила меня когда-то
http://lenta.ru/news/2009/09/02/monkeys/%D0%94%D0%B0%D0%BA
(вполне возможно тут на форуме уже постили :))

Интересно было бы узнать кстати как на кого подействовали приведённые по ссылке семплы? )