PDA

Просмотр полной версии : Этология школы


Alex
23.05.2010, 10:51
После нескольких лет наблюдений за школьниками in vivo, я задумался: а ведь школа как она есть, противоречит врожденным программам поведения.
До 7-8 класса дети воспринимают учителя как старшего, и настроены на получение знаний. Которые не осмысляются, а просто накапливаются и применяются. В 10-11 классах дети уже больше заняты конкуренцией между собой и поиском половых партнеров. В результате наилучшие результаты по усвоению материала - у "ботанов", то есть людей с отклонениями в гормональном или социальном развитии. Опытный педагог может удержать контроль и сохранить авторитет, но чаще всего не обходится без принуждения. Следующий период - взросления - связан с отрицанием детского опыта и сознательным познанием мира. Тут человек учится уже сознательно, имея в виду получить какие-то преимущества от знаний. Конкуренция тоже переходит в область осознанного.

Видимо, идеальная школа могла бы выглядеть так:

1-7 класс - преобладание естественных предметов.
8 класс - переходный
9-11 - гуманитарные дисциплины, физкультура.
ВУЗ, первые курсы - предметы по выбору, свободный переход на любую дисциплину, примерно одинаковые курсы для всех
ВУЗ, старшие курсы - специализация.

(Я не призываю такое ввести, это все равно невозможно, но обсудить интересно)

VPolevoj
24.05.2010, 11:29
Видимо, идеальная школа могла бы выглядеть так:

1-7 класс - преобладание естественных предметов.
8 класс - переходный
9-11 - гуманитарные дисциплины, физкультура.
ВУЗ, первые курсы - предметы по выбору, свободный переход на любую дисциплину, примерно одинаковые курсы для всех
ВУЗ, старшие курсы - специализация.

(Я не призываю такое ввести, это все равно невозможно, но обсудить интересно)
Подход в целом правильный. Периодизация развития была выявлена еще Выготским, и им же предложена технология развития и обучения используя так называемый "сензитивный период", то есть состояние или фазу в индивидуальном развитии, когда усвоение именно этого материала наиболее выгодно.

Кроме того, во многих экспериментальных школах уже неоднократно было показано, что школьники при правильном подходе способны усваивать весь материал по какой-либо дисциплине за год или даже считанные месяцы - они его не просто изучают, а буквально проглатывают, и при этом усваивают сильно и глубоко. Нужно лишь правильно "угадать" с "сензитивным периодом" и грамотно их замотивировать на результат.

В-общем, всё можно, но... не для нашего общества, ИМХО. Для подобных изменений нужно поменять отношение к человеку в целом, во всех областях деятельности, а не только в школах и в детских садах.

А школы и детские сады выполняют сейчас другую роль - они "социализируют" наших детей, то есть приучают их к тому "порядку", который нужен нашему обществу, который востребован и который необходим на данном этапе развития. Поэтому и выходят из школ полуболваны, стремящиеся к "успеху", ищущие "красивой жизни" и т.д. Именно таков современный "социальный заказ". Умные, самостоятельно думающие люди никому не нужны - так как от них могут быть проблемы.