PDA

Просмотр полной версии : Деформация инстинкта


Alex
25.06.2007, 17:15
С эволюционной точки зрения инстинкт формируется в какой-то среде, где наличие данного инстинкта является условием выживания. Но среда обитания человека (в последнее время особенно) быстро меняется. Разумно предположить, что инстинкт устроен по принципу распознавания образов с нечеткой логикой - если точного соответствия образу, на который "настроен" инстинкт, не находится, то используется нечто похожее.
Интересно, насколько гибкими являются наш инстинкты ? Есть ли какие-то закономерности в их проявлениях в изменившейся среде обитания ?

Вот, например, клаустрофобия. Очень похоже на какой-то древний инстинкт, например, защитный. Не залезать в узкую щель с одним выходом, куда может проникнуть хищник, и некуда будет убежать. А сейчас некоторые люди боятся ездить в лифте.

Alex
09.07.2007, 18:26
Я имел в виду такие, например, вещи. Вот (если верить Дольнику) у нас в наследственной памяти "прошит" образ хищника - льва, тигра, леопарда. У нас в городе такие не живут, и инстинкт работает "вхолостую". Но какие ассоциации вызывает у нас образ льва ? Сила, активность, величие, превосходство... то есть чувства, связанные с избытком серотонина в мозгу.

А вот кролик или сурок или хомяк - законная и лёгкая добыча приматов. Пища. Должна ассоциироваться с эндорфиновым рядом эмоций - сытостью, теплом, мягкостью, сексуальным удовлетворением, удобством, комфортом. Так оно и есть - спросите любого.

Причем таким способом работают (если я не выдумал это всё) те врожденные ассоциации, которые меньше "нагружены" реальным содержанием.

Alex
24.12.2008, 12:06
Как в случае с кошкой, так и в случае с человеком среда явно не соответствует той, в которой формировался инстинкт. Я говорю скорее об обратной ситуации, когда инстинкт уже не нужен, но продолжает "присутствовать" в мозге. И может быть использован по другому назначению.

Алексей Вязовский
29.12.2008, 11:47
С эволюционной точки зрения инстинкт формируется в какой-то среде, где наличие данного инстинкта является условием выживания. Но среда обитания человека (в последнее время особенно) быстро меняется. Разумно предположить, что инстинкт устроен по принципу распознавания образов с нечеткой логикой - если точного соответствия образу, на который "настроен" инстинкт, не находится, то используется нечто похожее.
Интересно, насколько гибкими являются наш инстинкты ? Есть ли какие-то закономерности в их проявлениях в изменившейся среде обитания ?

Вот, например, клаустрофобия. Очень похоже на какой-то древний инстинкт, например, защитный. Не залезать в узкую щель с одним выходом, куда может проникнуть хищник, и некуда будет убежать. А сейчас некоторые люди боятся ездить в лифте.

Отличная тема для статьи. Если возьметесь суммировать обсуждение, обещаю опубликовать на ethology.ru Советую взять и рассмотреть следующие критерии - временной (более\менее древний и косный, географические и средовые параметры, смещение и переадрессация, действия вхолостую, степень примативности).

Alex
08.01.2009, 12:40
Отличная тема для статьи.

Боюсь, что пока материала маловато. Я могу более подробно изложить свои соображения, может быть, обсуждение станет более интересным.

А могут ли вообще инстинкты быть гибкими? Это вам не логический аппарат. Если сработал в психике инстинкт, далее только действия.

А почему нет ? Если бы они были абсолютно негибкими, мы бы вымерли много миллионов лет назад, не сумев приспособиться к очередному изменению среды. Первый же возникший у примитивных организмов инстинкт их бы и уничтожил.

Alex
08.01.2009, 20:30
Я бы не сказал, что органы так уж ригидны. Все, конечно, зависит от точки зрения, но некоторые органы используются некоторыми видами явно "не по назначению". Те же кистеперые рыбы когда-то пользовались плавниками еще и для того, чтобы ползать, а сейчас единственный представитель этого отряда вообще никуда не ползает. Так что функция органа изменилась дважды, а вид его ничуть не пострадал.
Точно так же и инстинкты могут не изменяться, но использоваться несколько иначе. С точки зрения организма это такая же данность, как и плавник, можно изменить сам инстинкт (перекодировать информацию), а можно изменить способ использования. Смотря, что получится изменить.

Krass
11.01.2009, 09:36
эксперимент окончен. для человека :) а собака подходит и приветствует его! бессмысленно...

вот, когда она человека приветствует, тогда да, полезно, он ей еще корма подбросит :)
Не соглашусь, односторонне оцениваете поведение собаки.:)
Как же можно исключать вариант ассоциации на приятное. Человек, рассматривая старые фото своего отпуска, тоже испытывает положительные эмоции ( а если там еще и чей то образ напомнит о приятных часах?) и реакция может иметь чисто физическое выражение, хотя никакой связи с истинным прошлым событием (реальным повтором в данный момент) быть не может.:)

_SE_
11.01.2009, 15:26
Как с точки зрения этологии объясняется эксбигиционизм и садомазохизм?

Извините, что не совсем по теме. При попытке открыть тему:
Вы пытаетесь написать сообщение, но ваш аккаунт отключен администрацией или ожидает активации.

Krass
11.01.2009, 16:15
Как с точки зрения этологии объясняется эксбигиционизм и садомазохизм?

Извините, что не совсем по теме. При попытке открыть тему:

Да уж, не по теме, а может быть и не по предмету этологии, если помнить, что она не изучает формы поведения носящие явно выраженные отклонения, которые можно отнести к категории патологий.

_SE_
12.01.2009, 02:09
Да уж, не по теме, а может быть и не по предмету этологии, если помнить, что она не изучает формы поведения носящие явно выраженные отклонения, которые можно отнести к категории патологий.Ну это конечно патология, но возможно это какая-то смесь гипертрофированных инстинктивных поведенческих актов.

Вот нашел в вики:
Совершая свой акт, эксгибиционист рассчитывает увидеть у жертвы совершенно определённый комплекс эмоциональных реакций: сочетание удивления, испуга и любопытства. Иная реакция не может удовлетворить его потребности и может даже привести к появлению агрессивного поведения. Кроме того, необходимым компонентом является страх подвергнуться преследованию[1].

В животном мире демонстрация эрегированного полового члена имеет вполне определённый коммуникативный смысл: это жест вызова, агрессии, готовности к нападению, он символизирует силу и власть. Аналогичные явления имеют место и в человеческом обществе, об этом говорит распространённость и значение символических фаллических жестов (кукиш, «фак» и т.д.). H. Mester объясняет эксгибиционизм реликтовыми инстинктами, которые побуждают человека к самоутверждению, демонстрации значительности собственной личности путём фаллической демонстрации[2][3].


Также и садомазохизм может быть атавизмом удовольствия от принятия позы подчинения перед сверхдоминантом.

Зоопсихология и поза подчинения.

Основа поведения любого животного – рефлексы. Человек в этом смысле – не исключение. Рефлексы могут быть очень сложными, исключительно сложными. Человеческие рефлексы настолько сложны, что в своей комбинации порождают разум. Впрочем, они порождают разум не у всех и не всегда. Часто поведение людей не имеет ничего общего с разумом – но не будем забегать вперед.

То, чем мы сейчас займемся, называется социальными рефлексами стайных животных. Это – выработанные эволюцией правила, регулирующие поведение животных в обществе себе подобных. На их основе возникают и распадаются стаи, выбираются вожаки, осуществляется совместная охота, делится добыча, происходят брачные игры, воспитывается потомство.

Для выживания стаи (и вида) необходимо, чтобы в борьбе за первенство в стае или за самку самцы не убивали и не калечили друг друга, и эволюция создала рефлекс признания своего поражения. В зоопсихологии этот механизм носит название «поза подчинения». У разных стайных животных она выражается по-разному, но общее у всех одно: принимается поза наименьшей защищенности. Волк подставляет противнику горло, галка – голову, а примат – укладывается животом на землю перед противником. Победитель при этом немедленно останавливается и не добивает побежденного.

Для того чтобы подобный специфический рефлекс работал, необходимо, чтобы его проявление сопровождалось положительными эмоциями, удовольствием (как для победителя, так и для побежденного). Как видно по некоторым приматам, это удовольствие имеет сексуальную природу. У многих обезьян самец-победитель имитирует половой акт с побежденным, как с самкой. У человека, также есть тот же рефлекс принятия позы подчинения перед более сильным членом стаи. Человеческие позы подчинения – наклонить голову, встать на колени, лечь лицом вниз.

Сексуальная компонента принятия позы подчинения исключительно важна как в авторитарной, так и в религиозной практике. В классических абсолютных деспотиях подданный испытывал некий аналог извращенного сексуального наслаждения, пресмыкаясь перед повелителем. Аналогичным образом верующий испытывает экстатические, порой – оргастические состояния, унижая себя при исполнении обрядов поклонения божеству (на этом построена не только молитва, но и институт монашества, в т.ч. садомазохистские ритуалы, практикуемые в монастырях). ЗООФИЗИКА РЕЛИГИЙ (Розов А.)
http://atheistic.narod.ru/ethology/zoofiz_rel.htm

Может есть какие-нибудь примеры из наблюдений, статьи, исследования?

ЗЫ:если администрация считаете нужным, поддерживаю отделение темы;)

Alex
12.01.2009, 17:24
есть орган и есть функция, под которую он эволюционировал. это не сключает некоего непрофильного применения время от времени.

Вот я как раз хотел обсудить непрофильные применения.

Было бы очень здорово, если бы мы с вами на этом форуме договорились не рассматривать нежизнеутверждающие случаи поведения и отклонения в поведении, не способствующие эволюционной цели жизни - своему сохранению и развитию.

К чему ограничивать цель стремлений ? Тем более что отличить жизнеутверждающие случаи от нежизнеутверждающих иногда бывает довольно сложно. Вон, историк Гумилев развел на том, что ему представлялось нежизнеутверждающим, целую теорию "антисистем".
И столько нагородил всякой ерунды - читать противно.

Прасковья
12.01.2009, 22:45
Боюсь, что не совсем по теме, но рискну спросить :rolleyes: :
можно ли средствами этологии объяснить потребность людей заботиться о животных? Какие инстинкты деформировались у человека в чувство привязанности к животным?

Прасковья
13.01.2009, 14:56
Уважаемый sher! Спасибо.
Правильно ли я поняла из Ваших примеров, что эмпатия без осознания выгоды вызвана инстинктом родительской заботы?

Прасковья
15.01.2009, 00:36
Спасибо за ответ! И у меня есть фото приемных родителей чужого вида:
http://s47.radikal.ru/i118/0901/1b/df73dbaa3300.jpg (http://www.radikal.ru)
http://s60.radikal.ru/i170/0901/99/abc43b7f9c21.jpg

serg
09.02.2009, 17:58
А могут ли вообще инстинкты быть гибкими? Это вам не логический аппарат. Если сработал в психике инстинкт, далее только действия. Например, сработал у свиньи инстинкт стремления к свету, так она лезет ночью даже в горящий свинарник, обжигаясь и отскакивая. Корректироваться влияние инстинкта может только мышлением, логикой.

Ну еще наверно условными рефлексами.